fbpx

AR и будущее электронной торговли

Отрасль интернет-магазинов сильно завязана на технологиях. Если оставить за скобками логистику и складской учет, то в основе всего бизнеса электронной торговли становится digital-маркетинг: поведенческая аналитика и пользовательский опыт. Покупателя мало привести в интернет-магазин или в приложение, куда важнее  сделать ему правильное предложение и дать максимально комфортный опыт покупок.

Но даже если интернет-магазин успешно решит свои основные UX-задачи (в определенных кругах это еще называется “преодолеть последнюю милю”) то пользовательский опыт может быть легко испорчен, если покупка не подойдет покупателю. Ну, вы знаете такие истории — заказал футболку ХХL, прислали, а она даже на кота еле налазит. В интернет-магазинах нет примерочных, запах парфюма нельзя передать через экран смартфона, ну и самое распространенное — зачастую сами покупатели просто не знают что им подходит и что именно они хотят.

В таких случаях на помощь часто приходит тот самый AR (дополненная реальность), который не только имеет сугубо утилитарное значение (банально — позволяет «примерить» новые кроссовки на ногу при помощи мобильника), но и дает новый опыт покупателю, что критически важно при той мощнейшей конкуренции, что сейчас есть в e-commerce.

 

Дополненная реальность на электронной полке

Буквально лет 5 назад AR в интернет-магазинах был исключительной экзотикой. Эти разработки еще не были доступны массовым пользователям, а большая часть площадок применяли технические решения только для тонкой настройки своих электронных полок, но в последние годы все сильно поменялось.

Дополнительные возможности появились с выходом доступных web-ориентированных платформ для AR, например, WebAR — подобные решения позволяют быстро и дешево встроить дополненную реальность в любое web-приложение или интернет-магазин. Также свои открыто встраиваемые AR-решения выпустили Facebook и Google, правда пока из основное применение — виртуальные примерочные одежды.

Одним из первых и самых наглядных примеров десктопного AR стал индийский магазин очков Lenskart. Они запустили функцию примерки солнцезащитных очков с помощью веб-камеры: покупатель видит на экране свое лицо, система просит несколько раз повернуть голову, камера записывает видео — и на выходе вы получаете 3D-модель своей головы, на которую тут же можно примерить понравившиеся очки.

По словам представителей компании, вктивный рост онлайн-продаж, в том числе и через мобильное приложение (где используется AR-платформа iOS Reality Composer), позволяют Lenskart сегодня претендовать на половину доли рынка солнцезащитных очков в своем регионе. 

 

АR — драйвер роста m-commerce

Появление и бурный рост мобильных интернет-магазинов (т.н. m-commerce, т.е. “мобильная коммерция” ) создало благоприятные условия и для развития дополненной реальности. Смартфоны — это мощные и доступные устройства с хорошими камерами, подключенные к Wi-Fi или LTE (а через 2-3 года и к 5G) с невероятным вычислительными возможностями. Сами мобильные платформы Android (Google ARCore) и iOS (Apple ARKit 2) успешно развивают свои AR-инструменты, которые легко настраиваются практически под любые нужды.

Единственный недостаток всего этого прекрасного будущего — маленький экран мобильников, который не позволяет многим покупателям полностью насладиться интернет-шоппингом. Поэтому, как ни удивительно это звучит, сегодня e-commerce делает на продажах “через десктоп” значительно больше денег чем через мобильные устройствах, хотя мобильный трафик уже давно и значительно превышает обычный. Как правило, это результат действия сложного пути привлечения клиента: покупатель получает предложение о какой-нибудь покупке на смартфоне, переходит по ссылке, добавляет в избранное, а уже потом в спокойной обстановке за компьютером или ноутбуком внимательно рассматривает товар и совершает покупку. 

Сегодня главная задача m-commerce замкнуть на себя весь путь покупки: от привлечения клиента, до перехода в корзину и оплаты. Применение дополненной реальности должно этому способствовать уже в ближайшем будущем и вот почему.

 

Мейкап в экране смартфона

«Примерка» косметики, кажется, наиболее очевидный пример применения AR, а самый показательный — приложение Makeup Virtual Try On от L’Oreal. Приложение включает фронтальную камеру, распознает лицо покупателя и позволяет посмотреть, как на нем будет смотреться новые косметические решения. Понравившиеся товары можно заказать с доставкой или отложить в ближайшем в магазине.

В основе приложения — разработки канадской компании ModiFace, которые также использовались и другими поставщиками косметики, пока их не купила L’Oreal.

Мебель в AR-интерьере

Одним из первых AR в смартфоны внедрила IKEA — в 2014 году компания выпустила мобильную версию своего каталога с дополненной реальностью. Примечательно, что приложение было разработано группой студентов с использованием открытых инструментов AR. В каталоге также была функция распознавания продуктов в холодильнике и подбора рецептов с ними. Позже все эти возможности вошли во флагманское приложение IKEA Place.

Выбор обуви в AR

Еще один интересный применения AR в е-шопинге предлагает белорусская компания WANNABY. Их приложение Wanna Kicks представляет собой примерочную на смартфоне: в дополненной реальности можно посмотреть как сидит та или иная модель обуви на ноге выбрать цвет и сразу же купить.

Еще однин интересный продукт WANNABY — приложение Wanna Nails, разработанное для тех, кто выбирает новый цвет для своих ногтей. С его помощью на экране смартфона можно увидеть, как разные цвета лака будут смотреться на ногтях.

 

Как изменит AR цифровой шоппинг 

Сегодня рынок AR для e-commerce бурно растет: только в прошлом году в мире было внедрено AR-решений на $11 млрд, к 2023 году аналитики ждут шестикратный рост этого рынка, а в 2020 году инвесторы прогнозируют привлечения $588 млн вложений в AR в торговой сфере. Свои AR-решения уже есть у всех крупных поставщиков фэшн-индустрии, международных автомобильных концернов, брендов одежды и аксессуаров.

Развитие опыта e-commerce напрямую связано с технологиями — их доступность и рост практических кейсов создают новый опыт для покупателей, а значит и увеличивают аудиторию. С развитием вычислительной мощности и коммуникаций в электронную торговлю будут приходить и более сложные технологии — машинное обучение, нейросети, облачные вычисления.

Большие ожидания в отрасли e-commerce возлагаются на компьютерное зрение, которое расширит возможности AR и сможет стать новой революцией в цифровом шопинге. Компьютерное «узнавание» объектов сильно упростит поиск, подбор и примерку покупок, а это в свою очередь снизит риск несоответствия ожиданиям от товара.

Вместе дополненная реальность и компьютерное зрение сделают интерфейсы цифровых покупок более естественными. В ближайшем будущем ожидается взрывной рост сценариев (концепция «see now buy now»: увидел — купил), нейросети позволят генерировать примерку товаров прямо по фотографии из витрины магазина или со страниц модного журнала, а системы позиционирования и трекинга в смартфонах дадут возможность в реальном времени примерить мебель к интерьеру квартиры или в деталях рассмотреть красивое кольцо на собственных руках. Все это — быстро растущий и актуальный тренд шоппинга современности, когда пандемия и спад покупательской активности делают традиционные походы в магазины тем еще сомнительным удовольствием.

Павел Овчинников