fbpx

MR в логистике. Как FedEx, DHL, General Electric и другие улучшают работу складов

Крупные логистические корпорации это огромные структуры полного цикла, объединяющие весь процесс от получения товара, его хранения, транспортировки, сопровождения и до фактической доставки его курьером в руки заказчику. Все это очень разные бизнес-задачи, но в каждой из них может отлично использоваться виртуальная и дополненная реальность.

В этой статье мы собрали пять наиболее показательных кейсов применения AR/VR-технологий в логистике. Каждый из них показывает, как смешанная реальность помогает решать конкретные прикладные задачи и повышает эффективность такого непростого бизнеса.

 

Обучение складских сотрудников в виртуальной реальности

Задача: сократить расходы на подготовку складского персонала, снизить число увольнений в первые недели стажа
Заказчик: FedEx
Исполнитель: Strivr

Начнем с классической прикладной темы — обучение сотрудников. В логистических компаниях виртуальные среды обучения помогают сильно сократить цикл подготовки кладовщиков: после коротких интенсивных тренингов с применением VR они обычно сразу отправляются в «боевые», минуя обычную стажировку.

Мировой логистический гигант FedEx одним из первых начал проводить обучение персонала в VR — в подразделении Ground, которое занимается погрузочно-разгрузочными работами в аэро- и морских портах. В подразделении трудится более 100 000 сотрудников, они загружают и выгружают 8,5 миллионов упаковок и ящиков в день. Работа эта сложная, текучесть кадров высокая: большинство уволившихся уходят из компании в первые же дни или недели интенсивной нагрузки, поскольку их ожидания от складской работы не всегда, мягко говоря, совпадали с действительностью.

VR-тренажеры FedEx должны были решить несколько важных задач: во-первых, обучить кладовщиков алгоритмам погрузочно-разгрузочных работ, технике безопасности и ключевым техпроцессам, а во-вторых, дать представление новичкам о том, что их ждет на настоящих логистических узлах.

Разработчиком виртуальной среды обучения стала компания Strivr. Менеджеры по персоналу и обучению FedEx Ground работали с подразделениями по безопасности и другими бизнес-подразделениями, чтобы спроектировать программу обучения, которая должна была справиться с текучкой кадров, повысить безопасность на разгрузочных работах и сократить затраты на обучение.

После первых пилотных испытаний в FedEx стало понятно, что новый метод обучения действительно предупреждает стресс у сотрудников и значительно снижает процент увольнений по причине непрохождения испытательного срока. Снизилась и аварийность благодаря тому, что инструкторы в реальном времени отслеживали фокусировку взгляда грузчиков во время работы в VR и научились прогнозировать ошибки во время обучения. На тренировках выяснилось, что иногда сотрудники смотрят не в том направлении во время загрузки и разгрузки, что в реальности могло бы привести к травмам и прочим проблемам. Все эти моменты были учтены и исправлены на тренировках. 

VR помогает FedEx Ground улучшить обучение сотрудников с точки зрения практической отработки ситуаций. В обычных условиях невозможно продемонстрировать все нюансы работы на погрузочных платформах. Это сложный и опасный процесс. А технологии иммерсивного обучения помогают новичкам достаточно хорошо попрактиковаться, прежде чем они возьмут в руки свой первый контейнер. И это весьма эффективно: экспертные оценки тех грузчиков, кто прошел обучение в виртуальной реальности, выросли по сравнению с теми, кто нет

– Джефферсон Уэлч, директор по персоналу FedEx Ground University

Руководители FedEx Ground не раскрывают полную стоимость проекта. Но по данным Strivr, в среднем затраты на разработку подобные программ обучения могут варьироваться от 40 000 до 500 000 долларов. С учетом экономии времени и снижения рисков и аварийности, в крупных логистических компаниях уровня FedEx эти затраты могут окупиться в течение пары лет.  

 

Дополненная реальность помогает логистам на складах находить нужные полки

Задача: упростить работу погрузчиков и логистов на многоуровневых складах и логистических хабах
Заказчик: DHL
Исполнитель: Ubimax и Ricoh. Используются устройства Vuzix

Международный логистический бизнес основан на безупречном оперировании транспортными потоками. Поэтому мировые логистические компании уровня DHL повсеместно используют информационные технологии для управления своим сервисом, создают логистические узлы и автоматизируют управление комплектацией грузов. В том числе и с помощью дополненной реальности.

Один из наиболее показательных кейсов компании — программа Vision Picking, которая значительно увеличивает производительность логистов, работающих на распределительных складах подразделения DHL Supply Chain. Как это работает: сотрудники компании надевают очки дополненной реальности и комплектуют грузы с помощью «визуального отбора»: им не надо заглядывать в накладные и путевые листы, программа сама показывает, на какой полке, какой груз находится, в какой поток его нужно отгрузить, какие условия при этом нужно соблюдать. Если, например, на складе хранится коробка, которую нельзя переворачивать, сообщение об этом заранее появится на экране очков. 

Vision Picking at DHL – Augmented Reality in Logistics

Использование дополненной реальности в логистике DHL показало свою эффективность в самые короткие сроки. Менеджеры стали быстрее обрабатывать поставки, точнее распределяют их по хабу, вовремя и без ошибок переводят на дальнейшую доставку. По словам представителей компании, такая технология обеспечивает добавленную стоимость в логистике и приводит к повышению эффективности процесса комплектования на 25%.

Успех использования смешанной реальности побудил DHL разработать масштабную стратегию внедрения AR в свои бизнес-процессы, охватывающую весь производственный цикл компании. 

 

AR-приложение, помогающее курьерам преодолеть «последнюю милю»

Задача: оптимизировать доставку грузов до двери или точно в руки, снизить стоимость оборудования курьеров
Заказчик: Hermes UK
Исполнитель: Scandit

«Последняя миля» — самая актуальная логистическая проблема сразу для нескольких отраслей: для e-commerce, фудтеха и, конечно, для служб доставки. Нет ничего сложного в том чтобы перевезти груз с одного склада на другой, но когда речь заходит о передаче посылки в руки заказчику, возникает множество дополнительных условий: определить точный срок доставки и привезти к обещанному времени, найти адрес, идентифицировать получателя, зафиксировать передачу посылки — все это делает последний шаг самой дорогой частью процесса любого сервиса доставки (каждый, кто сейчас читает эту статью, наверняка сталкивался с чем-то подобным хоть раз в жизни, когда заказывал пиццу и долго объяснял курьеру в какой подъезд какого дома и какого корпуса ему нужно попасть). Разумеется, логистические компании всеми способами ищут способы сократить расходы на «последнюю милю», даже экспериментируют с доставкой автоматическими роверами и квадрокоптерами.

Чтобы решить эту проблему компания Hermes UK делает ставку на дополненную реальность. Ранее все доставщики Hermes UK носили с собой специальное устройство для сканирования штрих-кода, которое использовалось для трекинга посылки и фиксации ее передачи в руки заказчику. В рамках модернизации эти сканеры, неудобные и дорогие в обслуживании, заменили на обычные смартфоны с приложением Scandit.

Samsung, Hermes & Scandit

Приложение помогает курьеру в распределительном пункте быстро найти посылки для своего района доставки: сотрудник просто наводит камеру на стопку коробок со штрих-кодами и видит на экране те, что подходят для его маршрута. Система определяет логику маршрута, согласно путевому листу и обязательствам по срокам доставки, и подсказывает курьеру, какую посылку доставить первой. На последнем этапе он может сфотографировать место, где оставлена посылка, и отправить фото получателю.

Технология Scandit позволяет нашим курьерам быстро и легко решать логистические задачи с помощью смартфона: от сканирования штрих-кода (можно считывать несколько за раз) до записи электронной подписи, проверки идентификатора и фотографирования места, где была оставлена посылка. Мы раздали всем сотрудникам новые мобильные телефоны и списали устаревшие сканеры штрих-кодов.

– Крис Эшворт, ИТ-директор, Hermes UK

Программа стартовала в октябре 2018 года — к пиковому сезону праздников первые 4000 курьеров получили смартфоны со сканером штрих-кода. Старт был удачным: решение с мобильниками было значительно эффективнее стандартных сканеров, оно быстрее работало и лучше интегрировалось с единой системой логистики Hermes UK.

В ближайшие три года Hermes UK собирается полностью перевести курьеров на новое решение и добиться минимальной стоимости всего процесса. Например, курьеры смогут устанавливать приложение со сканером на собственные смартфоны, реализуя концепцию «используй свое устройство» (Bring Your Own Device — BYOD) и тем самым еще больше сократят компании расходы на инфраструктуру.

 

Видеопроекция, помогающая правильно упаковывать продукцию

Задача: снизить число ошибок при сборке и упаковке продукции на экспорт
Заказчик: Skoda Auto

Любой крупный автопроизводитель ежегодно фиксирует сотни тысяч долларов убытков из-за брака, причиной которого оказалась неправильная транспортировка или комплектация. Чтобы избежать этих рисков Skoda Auto использует визуальную проекцию, которая помогает готовить к транспортировке детали автомобилей.

Сотрудникам завода не требуется носить очки дополненной реальности — вся информация проецируется прямо на поверхности собираемых поставок. Такой метод проецирования называется video mapping, она состоит из лазерного проектора сверхвысокого разрешения и HD-камеры. 

Опыты ŠKODA с технологией Video Mapping в логистике

Сначала в процессе загрузки комплект компонентов транспортируется в зону погрузки на колесном погрузчике, где его ждет большой «поддон». Как только сотрудник сканирует серийный номер компонента, лазерные проекторы тут же указывают его точное место на поддоне. Здесь же на проекции отображается и пояснительный текст, где четко написано как должны быть закреплены и защищены те или иные детали. Система распознает детали, и если обнаружится неправильный элемент сборки, сборщик тут же получает предупреждающее сообщение.

Технология прошла испытание на заводе Skoda Auto в Млада-Болеславе. С ее помощью производитель оптимизирует способ монтажа элементов мелкоузловой сборки для экспортных рынков, который подразумевает упаковку уже частично собранных деталей и их отправку на места окончательной сборки автомобилей. По словам представителей компании, video mapping не просто помогает правильно формировать поставки, но и экономит время сотрудника, сокращает расходы на печать и хранение технической документации — все это давно происходит в электронном виде.

 

Умные очки помогают быстрее сформировать комплект для сборки аппаратов МРТ

Задача: оптимизировать процесс приемки заказа на комплектацию со склада
Заказчик: General Electric
Исполнитель: Skylight

Этот кейс аналогичен предыдущему, но использует не проекционные технологии, а носимую электронику. Мы уже писали, как General Electric использует шлемы с дополненной реальностью для монтажа газовых турбин. Но международная корпорация имеет куда больше разнообразных практик для применения AR в своей работе. Например, очки дополнительной реальности Skylight используются ими в логистике GE Healthcare, медицинском подразделении корпорации. 

AR решает простую, но дорогостоящую задачу: быстро подготовить запчасти аппаратов МРТ для транспортировки и сборки в цеху. Томографы представляют собой довольно сложные устройства, сборка которых делится на множество этапов, а подготовка сборочной комплектации, фактически, это только первый этап, от которого зависит, насколько быстро компания выполнит заказ.

Проект первоначально был запущен на заводе GE Healthcare в Южной Каролине, где производятся детали для аппаратов МРТ. Работники получают заявку на сборку прямо на экраны умных очков. Skylight помогает довести сотрудников сразу к нужной зоне на складе, буквально “стрелочками” показывая правильный путь до полки с запчастями. После того, как поставка сформирована, она доставляется к сборочному цеху, где уже другие специалисты приступают к сборке томографа.

Сравнение скорости сборки силового агрегата ветрогенератора по инструкции и в очках дополненной реальности

Благодаря AR-решениям General Electric добилась значительного улучшения показателей в сфере складского хранения и логистики: по их словам при использовании умных очков производительность выросла на 46%!

 

* * *

Логистика и складской учет — одна из наиболее вычислительно-емких отраслей экономики. Оптимизация расходов тут сильно зависит от точности, скорости и качества работы логистов и кладовщиков. Сегодня весь рынок логистики переживает мощный рост, связанный с приходом мобильных технологий, новых интерфейсов и, конечно же AR/VR. Все это поможет поможет справится с возросшей нагрузкой во всей отрасли доставки, которая сильно возросла за месяцы мирового локдауна и пандемии.

Павел Овчинников