fbpx

Носить или не носить? Почему люди (и власти) не любят умные очки

Перспективы выхода умных очков на массовый потребительский рынок России внезапно оказались туманны: в этом месяце ФСБ заявило, что новые устройства от Facebook и Ray-Ban фактически нарушают законодательство РФ. Спецслужба нашла в гаджете «конструктивные особенности, позволяющие отнести их к категории специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации». 

Это не первый случай, когда потребительская электроника признается в нашей стране «шпионской», но впервые это касается носимых устройств с дополненной реальностью в массовом сегменте рынка. 

Цукерберг представляет умные очки от Facebook

Однако вопросы к умным очкам возникли не только в России. Их дизайном заинтересовались в Европейской комиссии по конфиденциальности данных (Data Privacy Commissioner). «Многие устройства могут вести аудио и видеозапись, но обычные камеры или телефон заметны, они обращают на себя внимание. У нас нет оснований считать, что Facebook или Ray-Ban провели достаточно полевых испытаний, чтобы убедиться в том, что их световой индикатор является эффективным средством уведомления о съемке», — говорится в сообщении службы.

Такие же опасения возникли у итальянской службы Garante, которая в сентябре запросила разъяснения у Facebook с целью проверить смарт-очки на соответствие законам о конфиденциальности. Регулятор Италии еще и обязал социальную сеть провести информационную кампанию, предупреждающую общественность о неочевидности функций носимого устройства.

 

Этично ли носить умные очки

Через подобную историю в 2010-х уже проходил проект Google Glass. Однако в те времена к приватности относились чуть более спокойно, к тому же дизайн гаджета от Google сам по себе уже был предупреждением о потенциальной съемке, его было сложно не заметить. «А вот устройство Facebook, напротив, может легко сойти за обычные солнцезащитные очки, особенно на расстоянии», — считает Эмори Крейг, обозреватель портала Digital Bodies.

В случае с Google Glass общественность больше всего беспокоило наличие постоянно включенных камер и микрофонов, которые записывали окружение по умолчанию и без согласия окружающих. Именно поэтому сразу же после запуска пилота Google Glass общественность начала выражать свою обеспокоенность. Первыми запрещать вход посетителям в умных очках начали бары Сан-Франциско, потом присоединился Лондон. В интернете стали появляться комьюнити типа Stop The Cyborgs, активно продвигающие идею запрета очков в общественных местах.

Запрещающий постер сообщества Stop The Cyborgs

Позже запрет на умные очки начали вводить американские сети кинотеатров, их поддержали стрип-клубы, казино, больницы и бары. Рост популярности умных очков может еще больше подорвать любое чувство конфиденциальности в общественных местах. Эта обеспокоенность будет только усугубляться запуском продуктов крупными технологическими компаниями, которые уже сталкиваются с повышенным вниманием к методам обработки данных после нарушений конфиденциальности в последние годы.

 

Личная безопасность под угрозой

Во времена массовых утечек данных, растущего числа хакерских атак и появления ботнетов, использующих технологию интернета-вещей (IoT) дискуссия очевидно выходит за границы чисто этической плоскости. Крупные финтех-структуры уже несколько лет исследуют возможность негласного сбора платежных данных и риски, связанные с утечками из носимых устройств. 

Среди первых этим занялись специалисты по банковской безопасности из Малайзии, установившие, что умные очки потенциально способны считывать реквизиты банковских карт, фиксировать с экранов пользовательские пароли и пин-коды, распознавать и оцифровывать данные документов. 

Вопрос может решить маркировка «слепых зон» для камер, но разработка таких решений еще находится на ранних стадиях и не факт, что технология успеет созреть до массового бума умных очков, считают исследователи.

Facebook Smart Glasses: невероятная технология или конец вашей приватности?

Даже если убрать из очков камеру, устройство все равно будет содержать множество потенциальных рисков — оно весьма привлекательно для взломщиков. Хакер, получивший контроль над устройством, может читать уведомления социальных сетей, электронной почты и текстовых сообщений. Это выводит на новый уровень применение средств шифрования, использование приватных каналов сетей (VPN) и способов блокировки трафика, насколько это будет удобно для конечных пользователей — большой вопрос.

 

Покупать или нет?

Надо отдать должное Facebook, реакция компании на вопросы со стороны европейских регуляторов была довольно быстрой. Компания Цукерберга уже достаточно засветилась в крупных скандалах, связанных с приватностью и хранением данных, новые штрафы и разбирательства явно не нужны. 

В комментариях порталу TechCrunch представители Facebook заверили, что в курсе вопросов и активно работают с международными агентствами по безопасности, консультируются с ними и стараются помочь людям лучше понять, как работает новая технология и какие средства контроля у них есть.

Будет ли Цукерберг столь же активно работать с возражениями ФСБ — неизвестно. И какое-то время покупка умных очков будет в России будет довольно рискованным делом. Несмотря на то, что в судебной практике можно найти обвинительные приговоры, связанные с устройствами негласной аудио- и видеозаписи, AR-очки пока фактически не находятся в России под запретом. Сегодня можно вполне легально приобрести Hololens, Google Glass и Dream Glass, в отечественных интернет-магазинах можно даже найти просто очки со встроенной камерой.

На Ozon, «Яндексе» и «Сбер.Маркете» можно легко купить очки X-Try с камерой, которые тоже  можно отнести к разряду шпионских устройств

Ситуация с такими устройствами не прозрачна потому, что до сих пор не определен их правовой статус. В России такие устройства не подлежат обязательной сертификации, поэтому сам и производитель подстраховаться от правовых проблем не может. По мнению юристов, все зависит от самого пользователя — с какой целью он приобретает устройство, осведомлен ли он о его возможностях и т.п. 

Правда, доказывать все эти истории, скорее всего придется в судебных процессах. Учитывая общее нежелание россиян вступать в коммуникацию с судебными инстанциями, стоит ожидать, что наш рынок встретит новинку Facebook с большой осторожностью — риск объясняться с судебными органами может испугать куда больше, чем просто возможность «получить по очкам» от параноидального соседа по барной стойке.

Павел Овчинников